Зарубежный опыт правового регулирования оборота вторичных металлов

Если обратиться к международной практике, то в Европе и США налицо благополучная ситуация с оборотом вторичных металлов, — в частности тех же цветных металлов. С одной стороны, в развитых странах существует очень жесткое экологическое законодательство, обязывающее своевременно утилизировать металлические отходы. С другой, экономически и организационно-технически система выстроена таким образом, что она не позволяет лому криминального происхождения вступить в цепочку его первичной обработки, сортировки, переработки. В итоге лом криминального происхождения оказывается не востребован.
   Кроме того, в развитых странах разработана и используется система экономических стимулов, создающая экономическую базу для деятельности профессиональных переработчиков металлических отходов. Так, в странах Европейский Союз получила распространение практика предоставления предприятиям по сбору и переработке отходов налоговых льгот, льготных кредитов и льготных транспортных тарифов, а также введена система платежей на использование упаковки и возмещение затрат по сбору и переработке отдельных видов продукции после ее использования, увеличиваются объемы субсидий на финансирование мероприятий по развитию рынка вторичного сырья, используется принцип ответственности производителя за утилизацию своей продукции.
   С целью создания нормативной базы для решения споров и противоречий, возникающих между участниками рынка, в Европе принята единая классификация металлических отходов (European Steel Scrap Specification), которой устанавливаются технические условия на стальной лом. В США с той же целью Институт промышленности рециклинга разработал и ежегодно актуализирует «Классификатор отходов» (Scrap Specifications Circular), который устанавливает технические условия на металлические и неметаллические отходы.
   Кроме того, специальное законодательство, регламентирующее отдельные вопросы оборота черных и цветных металлов, принято в ряде стран. Так, в Ирландии — Scrap Iron (Control of export) act, 1938, в США на уровне ряда штатов (например, Junkyard Control Act, 2004, в штате Южная Каролина).
   Во всех развитых странах утилизация металлических отходов осуществляется комплексно т.е. одно и то же предприятие утилизирует весь спектр металлических отходов, как цветных, так и черных металлов.
   В ряде стран Содружества Независимых Государств (СНГ) практика кражи промышленного оборудования, а также медного и алюминиевого кабеля с целью сдачи его на лом, как и в России, является серьезной проблемой. Для ее решения в отдельных странах принимались сходные с Россией меры, в частности, приняты специальные законодательные акты (Украина, Казахстан, Молдова).
   На Украине насчитывается 16 металлургических заводов, которые зависят от поставок лома, используемого в качестве сырья. Ежегодная заготовка лома составляет порядка 8-10 млн. тонн, внутренние потребности — 5-6 млн. тонн. Будучи тесно завязанной на металлургической отрасли, инфраструктура ломозаготовки со времен СССР была приспособлена под потребности металлургических комбинатов. Однако, наблюдающийся в последние годы рост мирового спроса на металлопродукцию спровоцировал рост экспорта металлолома. В итоге несогласованность потоков внутренних и внешних поставок привела к тому, что металлурги начали говорить об искусственно созданном дефиците лома в стране. Для решения возникшей проблемы в 1999 г. был принят Закон «О металлоломе», которым, в частности, был введен запрет на экспорт лома цветных металлов. Кроме того, с 1 января 2003 года на Украине действует экспортная пошлина в 30 евро с тонны экспортируемого металлолома. По мнению металлургов, это ограничение должно было служить залогом насыщения внутреннего рынка. Введение пошлины действительно снизило эффективность экспорта лома. Но другим результатом введения этой меры стало резкое падение заготовки при незначительном росте поставок на внутренний рынок. Последнее привело к росту цен на лом на украинском рынке, в результате чего разница между экспортной ценой и ценой внутреннего рынка была практически нивелирована. Это показало, что пошлина является не самым эффективным способом решить существующую проблему. В условиях запрета на вывоз лома и отходов произошло расширение производства из лома вторичных сплавов с целью их поставок на внешние рынки. Так, согласно официальной статистике, на Украине производство вторичной меди и алюминия в 2000 г. достигло примерно 100 тыс. тонн, а экспорт — 200 тыс. тонн, т. е. происходило неконтролируемое производство вторичных металлов на частных плавильных предприятиях из похищенного кабеля и других материалов. Такое производство вторичной меди и алюминия в слитках наносило ущерб законным украинским продуцентам. Кроме того, введение экспортных пошлин на вывоз лома осложнило переговоры о вступлении Украины в ВТО, ухудшило ее отношения с Евросоюзом, а также вызвало недовольство правительства Турции, металлургические предприятия которой являются крупными потребителями украинских металлических отходов.
  В Казахстане, столкнувшись с проблемой необеспеченности вторичным сырьем собственных металлургических предприятий, был ужесточил контроль над вывозом этого сырья.
  В конце ноября 2000 г. правительство Казахстана внесло поправки в законодательство, в соответствии с которыми требуется получение экспортных лицензий на более широкий перечень товаров, включая медный лом, вторичный алюминий и сплавы этих металлов в слитках, а также лом черных металлов (включая нержавеющий). Кроме того, в Казахстане с 14 декабря 2000 г. введена экспортная пошлина в размере 30% и не менее 330 евро на тонну медного лома и 4%, но не менее 30 евро на тонну вторичного алюминия в слитках.
  Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию.