Развитие сервисных услуг на рынке цветных металлов

В настоящее время торговцев цветным металлопрокатом можно условно разделить на 2 группы. Первая — это Торговые Дома заводов и операторы, работающие под заказ и имеющие небольшие складские запасы. Вторая — это дилеры и крупные трейдеры с большими складскими запасами, ориентированные на мелкооптовую и розничную торговлю.
  Современный потребитель уже располагает полной и точной информацией о ценах на металлопродукцию, тем более, что у торговцев она практически не различается. Поэтому в последнее время решающее значение в выборе поставщика являются не столько цены, сколько такие факторы, как квалификация персонала, месторасположение склада или офиса, широкий ассортимент, скорость оформления и отгрузки товара, а также ряд сервисных предпродажных услуг.
  В настоящее время в России на рынке цветного металлопроката нет, так называемых, сервисных металлоцентров. Но именно вторая группа металлоторговцев постепенно развивает свой бизнес в данном направлении, в сторону улучшения качества и увеличения количества сервисных услуг. Какие же требования диктует рынок металлоторговцам?
  Во-первых, важную роль играет месторасположение поставщика. При оптовых продажах транспортная составляющая не играет большой роли. Мелкий и средний клиент выбирает склад поближе. Поэтому металлоторговцы, ориентированные на розничные поставки, развивают сеть филиалов в регионах или создают несколько площадок в одном большом городе.
  Второе требование — это необходимость иметь постоянно пополняемые большие запасы металлопроката на складе. Возможность хранения широкого ассортимента металлопродукции, доходящего до нескольких тысяч позиций, зависит от финансовых возможностей компании, понимания основных принципов ассортиментной политики, быстрого реагирования на изменения рынка и колебания спроса. Естественно, продукция должна соответствовать стандартам.
  Третье — это качество и скорость отгрузки, подразумевающие широкий спектр предпродажных услуг, что требует наличия складского комплекса, обеспеченного электричеством, отоплением, водоснабжением, канализацией, имеющего удобный выезд на благоустроенную автодорогу, укомплектованного погрузо-разгрузочными средствами, оборудованием для резки, гибки, автотранспортом и т. д. Чтобы проанализировать развитие сервисных услуг, рассмотрим всю цепочку работы металлобазы по обслуживанию клиента.
  Большое преимущество металлотрейдеру дает расположение склада и офиса на одной территории, где покупатель может сразу оформить документы, осмотреть и отгрузить товар. Важное значение имеет скорость обслуживания.
  В связи с подорожанием цветных металлов значительно увеличивается цена проката из сплавов на основе алюминия и, еще в большей степени, меди. В результате выявилась следующая тенденция. Потребитель, не имея возможности и желания, экономя деньги, стал закупать металл мелкими партиями. Таким образом, число отгрузок в день постоянно растет. На примере нашего предприятия, Компании ЛИСТ, если раньше стандартная отгрузка составляла 1-1,5 т, то сейчас — в среднем 150-300 кг. Их количество сегодня достигает свыше 80-ти в день.Таким образом, чтобы увеличить скорость обслуживания металлоторговец вынужден совершенствовать сам процесс.
  Как театр начинается с вешалки, так и металлобаза начинается с проходной. Во избежание очереди необходимо полностью автоматизировать контрольно-пропускную систему, а также иметь достаточное количество обслуживающего персонала: как операторов, выдающих пакет документов, так и кладовщиков. Для быстроты оформления груза должна быть установлена специальная учетная сетевая программа, помогающая оперативно выписывать документы и выдавать сертификаты, ускоряющая процесс покупки за наличный расчет и т. д.
  Все это касается любого стандартного сервиса. Теперь перейдем к особенностям сервисных услуг металлоторговца.
  Многие клиенты приобретают большой ассортимент минимальным количеством. Заранее подготовить материал для каждого из них не представляется возможным. Поэтому помещения для хранения металла должны быть максимально удобно оборудованы в плане складской логистики. Необходимо иметь сразу несколько зон отгрузки. Каждая из них должна быть укомплектована погрузо-разгрузочным оборудованием, весами, вспомогательной техникой и обслуживаться специалистами. Помещения необходимо оснащать современными стеллажами, позволяющими увеличить коэффициент использования площади, ангары и стеллажи промаркировывать для удобного поиска необходимого материала.
  Это позволяет значительно снизить среднее время отгрузки. На нашем примере оно составляет в среднем 25 минут, одновременно обслуживается 4 клиента.
  Чем меньшее количество товара приобретается клиентом, тем щепетильнее он относится к его весу. Поэтому происходит «подгонка» определенного материала под нужную массу из-за немерности длин и различия по допускам.
  Следующее пожелание покупателя — раскрой металла с помощью различного оборудования. Например, на нашей базе осуществляется:
  — механическая резка сортового проката диаметром до 305 мм на ленточнопильных станках;
  — резка сортового проката диаметром до 500 мм пилой Геллера;
  — резка листового проката шириной свыше 3 м и толщиной до 16 мм на гильотинных ножницах;
  — плазменная резка плит толщиной до 80 мм, в том числе и из алюминия;
  — перемотка и роспуск ленты.
  Все это позволяет продавать металл минимальными партиями вплоть до нескольких сот грамм.
  Нужно отметить, что данные виды услуг избавляют клиентов от самостоятельного приобретения дорогостоящего и громоздкого оборудования, экономит время. Таким образом, увеличение цены раскроенного металла для них сполна компенсируется.
  Современные требования рынка продиктовали нам необходимость создания цеха по металлообработке. Покупатель интересуется дальнейшей переработкой материала: изготовлением колец, втулок, различных деталей и т. д. В развитии этого направления есть сложности. Крупные предприятия, закупающие большие партии товара, предпочитают переработку материала на своем оборудовании, чтобы оно не простаивало, иногда себе в убыток. Мелкий же заказчик может сделать деталь у знакомого токаря. Бывает, что и нам не хватает мощностей для изготовления крупных партий деталей. Поэтому металлоторговцы приходят на помощь тем компаниям, за заказы которых заводы по разным причинам не берутся.
  Наш цех сегодня оснащен фрезерными, токарными, сверлильными станками, а также сварочным оборудованием, шлифовальной техникой. Специалисты проектируют с помощью компьютерных программ детали любой сложности, согласовывают эскизы с заказчиками, выдают рабочие чертежи. Затем продукция проходит все этапы изготовления: от расточки и сверления отверстий до шлифовки. Таким образом, покупатель, приобретая цветной металлопрокат, может рассчитывать на его дальнейшую переработку. Нужно отметить, что данное направление развивается активно. Так, например, в 1-ом полугодии 2004 года в нашем цехе произведено более 10 000 деталей и заготовок.
  Новое и дорогостоящее металлообрабатывающее оборудование на сегодняшний день практически не окупаемо при существующих объемах. Поэтому на металлобазах обычно используют станки, бывшие в употреблении, но в хорошем рабочем состоянии. Это позволяет быть конкурентноспособными на рынке металлообработки, незначительно увеличивая добавленную стоимость конечного продукта. Тем более, что объемы переработки цветного металлопроката, продукция которого идет на нужды промышленности, к сожалению не так высоки, как черного проката для строительства.
  Еще одним важным элементом сервиса является доставка. Наша организация осуществляет доставку около 7% продаваемого материала своим автотранспортом. Также отправляем груз контейнерами, железнодорожным багажом и даже авиарейсами. Стоимость автотранспортной доставки совершенно не привязана к весу и зависит от расстояния. Понятно, что несколько килограмм специально никто не повезет, поэтому обычно формируются сборные грузы.
  Следующим шагом развития услуг в металлоторговле является переход к собственному производству. У поставщиков цветного металлопроката это может быть изготовление металлоконструкций, анодирование, хромирование, покраска, гибка, литье и т. д.
  На территории нашего складского помещения установлен станок для производства рулонного гофрированного листа из алюминиевых сплавов. Изготавливается как листовой, так и рулонный шифер, каждая отгруженная партия которого комплектуется саморезами и коньками.
  В настоящий момент произведены пробные партии шифера из оцинкованной стали. Изучается потребительский спрос на данную продукцию.
  Мы занимаемся и более серьезным производством — проектированием и изготовлением технологических линий для переработки отходов: сушилок кипящего слоя и шредеров. В первом полугодии сданы две линии сушилок. Сейчас готовится к сдаче промышленный шредер. Данные изделия производятся на собственном оборудовании и в соответствии со стандартами.
  Развивая торговлю алюминиевым профилем, мы пришли к открытию собственного предприятия по производству жалюзи. Цех оборудован автоматическим станком с программным управлением, швейной мастерской, торцевыми пилами и т. д. В первом полугодии произведено 7,5 тыс. изделий — горизонтальных и вертикальных жалюзи, планируется изготовление рулонных штор.
  Как показывает практика, важнейшим успехом в развитии металлоторгового бизнеса является уникальность предоставляемых услуг. Но все они на сегодняшний день сами по себе малодоходны, если не убыточны. Затраты, связанные с созданием инфраструктуры для развития сервиса, окупаются только лишь путем увеличения объемов переработки продукции.
  Открытие собственных производств металлобазами является на сегодняшний день скорее следствием диверсификации бизнеса, а не образованием сервисных центров для потребителя металлопроката, и «живет» по другим законам.
  Для того, чтобы сервисные услуги были доходны, необходимо значительно увеличивать объемы и ассортимент перерабатываемой продукции. А значит появление Сервисных Металлоцентров возможно только лишь путем укрупнения металлобаз!