Когда на всех стадиях производства продукции из цветных металлов от добычи руды до сборки изделия обеспечивается высокий уровень качества, то совокупная стоимость продукта будет ниже, а качество — выше. Недобросовестное отношение поставщиков цветмета к транспортировке и хранению металла приводит к усложнению его дальнейшей обработки. Вследствие этого обработка занимает большее время и обуславливает подорожание конечного продукта. При транспортировке и хранении металлопрокат подвергается двум основным опасностям, а именно механическим повреждениям и коррозии. Особую опасность эти два фактора представляют для металлопроката цветных металлов, применяемых при изготовлении художественных изделий из-за его малого диаметра или толщины. На самом деле производители изделий из цветных металлов всегда сталкиваются в некоторой степени с одной из этих опасностей. Причиной тому является далеко не совершенная система хранения и перевозки цветного металла.
Снег и дождь
Цветной металлопрокат перевозится в открытых вагонах, поэтому он нисколько не защищен от воздействия влажной среды. Кроме того, нередко случается перевозить цветные металлы на дальние расстояния в условиях снега или дождя. Даже при условии, что цветные металлы доставляются на крытый, хорошо обустроенный склад, процесс корродирования начинается уже в пути. В закрытые вагоны цветной металлопрокат в России грузится только вручную, поскольку отсутствует специальное оборудование для загрузки его в закрытые вагоны.
Руководители некоторых фирм, специализирующихся на торговле цветными металлами, нередко заявляют о том, что хранение под открытым небом для металлопроката цветных металлов большой опасности не представляет, поскольку скорости продажи настолько велики, что продукция на складе не успевает долго пролежать и заржаветь. Однако за две недели, которые металл проводит под снегом и дождем, металл уже подвергается коррозии. Только зрительно заметна такая коррозия становится лишь на складе потребителя, вызывая при этом его изрядное удивление. Ведь при покупке металл был качественным, а при использовании обнаружилась его коррозия. На самом деле процесс уже начал протекать на складе поставщика, просто товар был куплен до того, как следы коррозии проявились. Стоит отметить, что склад металлопроката цветных металлов помимо защищенности от влаги должен быть хорошо отапливаем. В этом случае металл подвергается коррозии значительно меньше, ведь в отапливаемом помещении относительная влажность всегда снижается.
Человеческий фактор
В общероссийском масштабе открытым полувагоном в настоящее время альтернативы нет. Но сохранность металлопроката цветных металлов при погрузке и разгрузке во многом зависит от квалификации и добросовестности выполняющих эти работы. К примеру, вследствие неправильных действий бригадира и крановщика связка труб, которая загружается или выгружается из вагона, может зацепиться за борт и погнуться. Таким же образом может быть деформирован и листовой металл.
Во время транспортировки сохранность цветных металлов во многом зависит от качества его укладки. От того, в какой последовательности (сырье меньших габаритов должно располагаться сверху) уложен металл и насколько тщательно он закреплен зависит многое. Также за сохранность металлопроката отвечает и машинист, ведущий состав. Известны случай, когда груз металлопроката пробивал борт вагона из-за того, что состав набирал большую скорость при спуске, а потом резко тормозил. Самой опасной является погрузка и разгрузка труб малых диаметров, поскольку при большой длине хлыста она легко гнутся и деформируются во время поднятия их при помощи строп. Такая проблема может быть решена использованием специальных прочных поддонов, на которых трубы опускались бы и поднимались. Иностранные компании осуществляют погрузочно-разгрузочные работы при помощи электромагнитов. Но для российских складов, на которых нужно использовать электромагниты, необходимо сначала строить источники автономного электроснабжения. Ведь в случае перебоя электроэнергии электромагнит представляет собой высокую опасность — при прекращении подачи тока тонны металла рискуют упасть вниз.
Деформация труб и других видов металлопроката может произойти вследствие чересчур резкого движения крана или слишком быстрого опускания их на дно вагона. Некачественная погрузка, транспортировка и разгрузка цветных металлов может привести к снижению качества поверхности (вследствие появления царапин, вмятин и выбоин) и потере товарного вида.
Металлы с механическими повреждениями доставляют немало хлопот мастерам при обработке. Неровные прутья приходится рихтовать, а при большой длине прутьев это становится достаточно затруднительным и занимает массу времени.
Забота о будущем
В Санкт-Петербурге остро стоит проблема с наличием хорошо обустроенных складских зон, в которых цветные металлы хранились без ущерба качеству. Почти невозможно найти складское помещение с благоприятными условиями для хранения цветных металлов, и оборудованное при этом подъездными железнодорожными и автомобильным путями. Постройка же нового склада — дело слишком дорогое. Большинство складов некрытые, хотя на них чаще всего функционируют подчас неудобные башенные краны (из нельзя или очень сложно использовать при ветре скоростью свыше 15 метров в секунду по соображениям безопасности). В настоящее время постройка качественных складов, позволяющих покупателям не беспокоиться о качестве приобретаемого металлопроката цветных металлов, основная проблема, над которой следует трудиться для развития отрасли цветмета в стране.