От развития цветной металлургии зависит подъем отечественной экономики в целом и предприятий ВПК в частности. Недаром в ст. 1 Закона «О государственном регулировании экспорта лома…» определено, что «…лом и отходы цветных металлов являются стратегически важным сырьем». Именно поэтому депутаты Государственной думы четвертого созыва преодолели вето президента и запретили экспорт лома цветных металлов до 2005 года. Во многом это решение, не поддержанное, к сожалению, Советом Федерации, было продиктовано стремлением резко ограничить масштабы хищений цветных металлов. По некоторым сведениям, из 700—800 тысяч тонн годового экспорта лома только около 100 тысяч тонн — это действительно лом, образовавшийся естественным путем, а все остальное — неучтенный металл.
К сожалению, официальные данные об экспорте лома цветных металлов недоступны широкой публике. По оценкам экспертов, примерно 80% общего объема собранного в стране лома цветных металлов уходит за рубеж под видом первичного или вторичного металла, который производится на полуподпольных производствах, применяющих примитивную технологию переплава лома в слитки и чушки. Эти производства аналогичны тем, которые использовались в Китае в эпоху «большого скачка», когда правительством КНР был выдвинут лозунг: «Догоним США по объему выплавки чугуна и стали». Тогда в каждом дворе китайцы оборудовали печи для переплавки лома в металл. Нечто похожее наблюдается сейчас в России, правда, в несколько уменьшенном масштабе. Это привело к резкому сокращению объема поставок лома на промышленные металлургические предприятия, производящие на их основе высококачественные цветные металлы и сплавы, соответствующие установленным ГОСТам. В результате отечественные металлургические предприятия, сырьем для которых является лом, вынуждены резко сократить производство либо вовсе остановиться, что, в свою очередь, приводит к существенному снижению поставок на внутренний рынок их продукции. Этот вакуум тут же заполняется импортируемым металлом, что подрывает позиции отечественных производителей на внутреннем рынке и укрепляет позиции зарубежных поставщиков, прямых конкурентов российских предприятий.
По прогнозам, спрос на цветные металлы в России в ближайшие годы значительно возрастет: алюминия — на 35—37%, алюминиевого проката — на 50—60%, меди и цинка — на 32—35%, медного проката — на 35—40%, свинца — на 25—27%. Вопрос только в том, кто будет удовлетворять этот внутренний спрос — отечественные или зарубежные производители? Во многом это зависит от того, какую позицию займет правительство и Государственная дума, в том числе и в вопросах лицензирования оборота лома и отходов цветных металлов.
В настоящее время лицензирование оборота лома и отходов цветных металлов на федеральном уровне осуществляется в соответствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением правительства «О лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов». Что касается субъектов федерации, то на их уровне эта деятельность регламентируется отдельными законами, постановлениями, распоряжениями. Все эти нормативно-правовые акты объединяют в одном объекте лицензирования заготовку, переработку и реализацию лома цветных и черных металлов. Следует констатировать, что объединение в одном объекте разных видов деятельности, каждый из которых имеет свою технологическую, организационную и рыночную специфику, является неоправданным. Это — дань традициям и консерватизму, в том числе терминологическому. В перечне лицензируемых видов деятельности под одну гребенку государство причесало и заготовку, и переработку, и реализацию лома цветных металлов.
Вспомним недавнее прошлое. Пионеры, комсомольцы, население — партийное и беспартийное — собирали и сдавали лом на приемные пункты без всяких лицензий. И все было нормально. Правда, иногда пионеры сдавали на приемные пункты не лом, а, например, бесхозные батареи центрального отопления — для веса. Но это, подчеркнем, были именно бесхозные батареи. И эти факты носили несистемный и эпизодический характер.
Необходимо бороться с фактами хищения цветного металлолома не путем обязательного получения лицензии на заготовку лома. Воруют наверняка те, кто не заботится, чтобы иметь лицензию. А, с другой стороны, те, кто не собирается воровать, не в состоянии получить лицензию. Зачем старушке, проживающей в деревне, ехать за 100—200 км в районный или областной центр собирать безумное количество бумаг и стоять в очередях, чтобы получить разрешение сдать на приемный пункт погнутую алюминиевую ложку? Завод, перерабатывающий лом, тоже не в состоянии открыть 100 пунктов приема, оборудованных краном, прессом, лабораторией, туалетом и т. д.
Другое дело переработка лома. В этом сегменте рынка необходимо ввести более жесткие и четко регламентированные требования как к самим предприятиям, перерабатывающим лом и отходы цветных металлов, так и к их технологическому оборудованию, очистным сооружениям.
В соответствии с указанием президента В. Путина в апреле 2001 г. в Государственную думу правительством был внесен так называемый «пакет законопроектов по дерегулированию экономики», в состав которого входит, в том числе проект нового Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В п. 1 статьи 7 предлагаемого законопроекта, говорится, что «на каждый лицензируемый вид деятельности, указанный в статье 17 настоящего Федерального закона, выдается только одна лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». В новой редакции закона лицензированию подлежит «…заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов».
Параллельное действие этих двух статей приведет к еще более парадоксальной ситуации. Если раньше нужна была лицензия только на заготовку лома, то теперь, чтобы получить право собирать лом, нужно еще иметь и «заводик» по его переработке, и «контору» по его реализации. Дело в том, что в недавно утвержденном (№ 367 от 11.05.01) «Положении о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов» данный вид деятельности представлен как единый комплекс услуг (работ). На практике это означает дальнейшее уменьшение объема сырья, поставляемого на отечественные перерабатывающие металлургические предприятия. Кроме того, упомянутое «Положение…» резко ограничивает права предприятий, продающих отходы и лом, образующиеся в процессе их собственной деятельности. Такие предприятия, не имея собственной лицензии, не могут теперь сами вывозить лом и отходы. Поэтому они вынуждены будут продавать их местным предприятиям, имеющим такую лицензию, по низкой цене, хотя предприятие с лицензией из другого региона предлагает более высокую цену, но эту «чужую» лицензию ему местная власть не регистрирует.
Естественно, что такое положение вещей не соответствует принципам единого экономического пространства и дебюрократизации экономики, провозглашенным президентом страны, ограничивает свободу предпринимательской деятельности, снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Кардинальное решение проблемы заготовки лома цветных металлов заключается в ограничении лицензирования только переработки лома цветных металлов в плавильных печах. При этом необходимо будет максимально ужесточить требования к соискателям лицензий на право ведения деятельности по переплавке металлолома, в том числе путем введения обязательной сертификации производства, условия проведения которой должны быть максимально приближены к международным стандартам. Это необходимо потому, что данный вид деятельности подпадает под действие Федерального закона «О промышленной безопасности…», согласно которому к категориям опасных производственных объектов относятся объекты, где, в частности, «…получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов».
Нужно иметь в виду, что лицензирующий орган должен быть обеспечен квалифицированными кадрами, необходимое количество которых можно собрать на сегодняшний день только в Федеральном центре по лицензированию переплава лома и отходов цветных и черных металлов.
Еще одним важным аспектом деятельности предприятий по переплавке ломов является соблюдение санитарных норм и правил, призванных обеспечить экологическую безопасность. Можно утверждать, что сегодня ни на одном российском предприятии нет требуемой системы газоочистки, работающей в соответствии с санитарными нормами и правилами. Поэтому государству необходимо ввести постоянный мониторинг предприятий, занимающихся переплавкой лома, а не ограничиваться только выдачей им лицензий.